«Ухудшение макропоказателей заставляет усомниться в устойчивости роста экономики, а значит и в возможности ужесточения монетарной политики без нанесения урона инвестициям и промышленности», — пишет Мария Помельникова из банка Траст.
Январские статданные спутали карты: ВВП России продемонстрировал за месяц рост на 4,3 процента лишь благодаря высоким ценам на нефть и промышленному производству на фоне слабых показателей капитальных инвестиций, внутреннего потребления и занятости.
Аналитики Уралсиба считают, что январская статистика указывает на начало замедления роста в российской экономике.
«Согласно стандартной теории о бизнес-цикле, о предстоящем спаде говорит сокращение инвестиций и строительных объемов», — пишут они в обзоре.
По данным Росстата, инвестиции в основной капитал сократились в январе на 4,7 процента, хотя аналитики, опрошенные Рейтер, ожидали роста на 9,6 процента
Причиной расхождения прогнозов с реальностью, по всей видимости, стала недооцененность эффекта вытеснения инвестиционных возможностей компаний из-за подъема ставки по страховым взносам до 34 с 26 процентов, связанного с этим роста налоговой нагрузки на бизнес — на 800 миллиардов рублей в 2011 году, считает Помельникова.
Резкое повышение ставки отчислений страховых взносов с начала года, наряду с усилением инфляционного давления и оттоком капитала, считают ключевыми ступорами для инвестиций и аналитики банка Зенит.
«И хотя по январским данным нельзя говорить о какой-либо наметившейся негативной тенденции в экономике, это довольно тревожный сигнал для правительства и для монетарных властей», — пишет Зенит.
Аналитики ВТБ Капитала не склонны придавать большого значения январскому падению инвестиций с учетом роста кредитования и хороших данных промпроизводства.
Меж двух огней
Продолжение ниже рекламного блока:
Экономика подает плохие сигналы, но последние данные по инфляции немного порадовали, поэтому на заседании совета директоров ЦБ РФ в конце февраля регулятору потребуется больше времени для выбора инструмента воздействия на ликвидность.
В конце января ЦБР не трогал ставки, но повысил нормы резервирования, обосновав свой шаг опасениями по поводу притока капитала в страну. Однако экономисты были уверены, что инфляция заставит регулятора уже скоро поднять и ставки на фоне устойчивого роста инвестиций, промпроизводства и кредитования.
Оптимальным решением на текущем этапе при небольшом замедлении инфляции и снижении потребительского спроса представляется повышение нормативов обязательных резервов или большее укрепление рубля, считают аналитики ВТБ Капитала.
ЦБ может опять пойти на повышение резервных требований ввиду рисков возобновления притока спекулятивного капитала, для сдерживания роста денежной массы и подавления инфляции, которые смогут отвлечь около 100 миллиардов рублей, считает Помельникова.
Плохая макростатистика в январе заставит пересмотреть регулятора свои намерения по ужесточению денежно-кредитной политики, тем более что февральские недельные данные по инфляции выглядят совсем неплохо, пишет Райффайзенбанк.
Инфляция сбавила темпы в последние две недели после традиционного январского скачка, однако по итогам февраля она все равно может достичь 10 процентов в годовом выражении.
Райффайзенбанк считает, что ЦБ все-таки повысит депозитные ставки в конце февраля на 0,25 процентного пункта, однако смягчит тон своих заявлений по поводу будущих действий.
Росбанк уверен, что ЦБ продолжит ужесточение денежно-кредитной политики и будет использовать как процентные ставки, так и резервные требования.
«До конца июля мы прогнозируем рост депозитной ставки на 125 базисных пунктов, кроме того мы ожидаем повышения на 50 базисных пунктов ставки репо», — пишут аналитики Росбанка.
Майя ДЯКИНА, Елена ФАБРИЧНАЯ